Где заряжать электрокары? Типы зарядок для электромобилей

Электрокаров и гибридных машин на дорогах постепенно становится все больше, поэтому и количество заправочных станций, где можно заряжать электромобили, увеличивается.

Однако многим владельцам таких машин все еще непросто найти подходящий источник, особенно за городом. Это в том числе связано с тем, что существует множество типов зарядок для электромобилей с разными разъемами. А зарядные станции могут значительно отличаться по мощности.

То есть, на заправках, где заряжаются электрокары, не всегда есть устройство с нужным разъемом и с нужным уровнем мощности, чтобы зарядиться достаточно быстро.

От чего зависит, сколько заряжается электрокар?

Время зарядки электромобиля связано с типом зарядного устройства – они бывают с постоянным и переменным током.

Первые намного более мощные, поскольку сами электрокары работают на постоянном токе. При зарядке от источника с переменным током внутри машины работает преобразователь. Это увеличивает время полной зарядки.

В среднем, станции на переменном токе заряжают машины до 100% за 8-10 часов, а на постоянном – за 3-5 часов. Однако эти показатели также варьируются в зависимости от собственной выходной мощности зарядки и емкости аккумулятора электромобиля.

Типы зарядок для электромобилей по мощности

В первую очередь, зарядные станции для электромобилей классифицируются по скорости заряда. По европейскому стандарту устройства делятся на четыре вида:

  • Mode 1 – самые медленные зарядки, подключаются, в том числе, бытовую сеть – стандартные розетки 220 В. Понадобится только адаптер переменного тока, чтобы подключить электрокар в розетку. Время набора полного заряда от такого источника – от 10 часов до суток. Процесс в любом случае будет намного дольше по сравнению с тем, сколько по времени заряжается электромобиль на заправке. В некоторых странах такой тип считается нежелательным из-за недостаточной безопасности подключения.
  • Mode 2 – стандартная зарядка с переменным током, позволяет полностью зарядить аккумулятор за 6-8 часов. В этом случае машина подключается к бытовой сети через специальный кабель, идущий в комплекте с электромобилем. Устройство ограничивает входной ток и защищает от перегрева и короткого замыкания.
  • Mode 3 – мощные зарядные станции, до 22 кВт/ч. В таких станциях используются специальные розетки с функцией контроля заряда. Они обеспечивают однофазное подключение с разъемами Type 1 или трехфазное – с коннекторами Type 2. Самые мощные станции из этой категории полностью заряжают электромобиль с емкостью батареи 40 кВт за 1-2 часа.
  • Mode 4 – устройства для сверхбыстрой зарядки с мощностью от 50 до 250 кВт. Такие станции способны заряжать автомобили полностью за 15-30 минут.

У большинства электрокаров и гибридов в комплектацию входят два кабеля – для быстрой и медленной зарядки переменным током. Это позволяет владельцам машин быть более гибкими и подключаться к любым станциям без привязного кабеля.

Где можно заряжать электромобили за 20 минут? Самые быстрые зарядные станции

  • Rapid DC – обеспечивают мощность постоянного тока 50 кВт, работают с подключениями CHAdeMO и GB/T. Время заряда – 20-60 минут.
  • Rapid AC – используют переменный ток 43 кВт, совместимы с разъемами Type 2, заряжают на 80% за 20-40 минут.
  • Tesla Supercharger – специальная сеть зарядок для электромобилей Tesla. Их мощность – до 150 кВт. Кабели для этой серии станций подключаются только в специализированные разъемы Tesla Type 2 и Tesla CSS, электрокары других марок невозможно заряжать через станции бренда. Но такие устройства достаточно редко встречаются в СНГ, поэтому электромобили Tesla, как правило, комплектуются адаптерами CSS и CHAdeMO для подключения к универсальным станциям.

Существуют и другие сверхбыстрые зарядные станции. Если видите обозначение, что устройство работает с постоянным током мощностью от 100 кВт – это значит, что здесь можно зарядить электромобиль за 20-30 минут.

Какие бывают зарядные разъемы в электрокарах?

На данный момент коннекторы в машинах разных производителей разные. Это связано с тем, что массовое производство электромобилей начиналось у разных автопроизводителей одновременно. Корпорации просто не договорились о едином типе зарядного разъема, несколько компаний создали свои.

Поэтому сейчас в ходу сразу несколько типов коннекторов:

  • Type 1 / J1772 – один из самых распространенных, позволяет подключаться к однофазной сети мощностью 220 В или до 7 кВт/ч.
  • Type 2 (Mennekes) – подходит для трехфазных сетей мощностью до 22 кВт/ч, его чаще всего используют при установке зарядок в частных домах, достаточно универсальны, подходят ко многим моделям электрокаров.
  • CHAdeMO – разъем имеет два контакта и рассчитан на постоянный ток, зарядку от мощных источников типа Mode 4. Часто встречаются в японских машинах. Самый популярный в СНГ электрокар с таким коннектором – Nissan Leaf. Предельная мощность входного тока у этого коннектора – 62,5 кВт/ч (у версии 1.2 – 200 кВт/ч, у версии 2.0 – 400 кВт/ч).
  • CCS Combo (Type 1/Type 2) – комбинированный тип со встроенным инвертором постоянного тока в переменный, рассчитанный на мощность 100 кВт. Они бывают двух типов: в японских автомобилях более распространены CCS Combo, совместимые с Type 1 / J1772, а в европейских – поддерживающие подключение Type 2 (Mennekes). То есть, коннекторы представляют собой сочетание стандартного Type 1 или Type 2 с двумя дополнительными контактами для постоянного тока. Переменный ток используется для медленной зарядки, а постоянный – для быстрой.
  • GB/T – коннектор, характерный для китайских электрокаров, совместим с двумя видами разъемов – адаптированными для постоянного и переменного тока. Мощность зарядки от источника переменного тока – 50 кВт, а от постоянного – 900 кВт.

Вид, который будет подходить к конкретному электромобилю, будет зависеть от бренда и страны производства.

Большинство европейских моделей будут иметь разъем Type 2 либо CCS Combo. Корейские и японские производители предпочитают CHAdeMO и Type 1, а китайские – GB/T. Однако ситуация на рынке постепенно меняется, все больше азиатских компаний встраивают в свои модели стандартные для европейских машин Type 2 и CCS.

Например, CHAdeMO встречаются в популярных моделях Nissan Leaf и Mitsubishi Outlander PHEV. А с разъемом стандарта CCS Combo выпускаются BMW i3, Kia e-Niro и Jaguar I-Pace.

Сколько по времени заряжается электромобиль Tesla?

Tesla – одна из самых известных компаний, производящих электромобили. Их позиционирование включает уникальность и премиальное качество. Поэтому неудивительно, что бренд выпустил эксклюзивные зарядные устройства, подходящие только для машин Tesla.

Станции производителя бывают двух видов:

  • Tesla Supercharger – уже описанная выше супермощная зарядная станция, мощностью от 150 кВт/ч. Позволяет зарядит электрокар меньше, чем за час, примерно за 40 минут, до 100%.
  • Tesla Destination – более простые устройства, их мощность – 11 или 22 кВт/ч. Зарядка на таких станциях займет 6-8 часов или 4,5 часа соответственно.

Однако фирменные станции Tesla распространены не везде. Поэтому, чтобы владельцы электрокаров бренда не сталкивались с проблемами при поиске зарядки, производитель комплектует некоторые модели универсальными разъемами Type 2. С их помощью можно подключить электрокар к другим совместимым станциям.

В целом, заряжать электромобили Tesla возможно и от обычных бытовых розеток, однако этот процесс будет очень медленным и займет практически 24 часа.

Большинство моделей бренда имеет емкость аккумулятора около 75-95 кВт/ч. Полного заряда хватает на пробег до 580 км.

Как заряжать электрокар?

Если бы все владельцы электромобилей зависели бы от расположения зарядных станций, то полноценное движение на электрокарах за городом было бы невозможно. Однако зарядки отличаются еще и по конструкции. Существуют не только стационарные, но и настенные и портативные станции.

  • Настенные подходят для установки в общественных местах. Если у вас частный дом, вы можете приобрести и установить настенную станцию у себя на участке.
  • Портативные зарядки обычно есть в багажнике любого электромобиля. Они необходимы, чтобы подпитаться в экстренной ситуации и без проблем доехать до полноценной станции.

Стационарные и настенные зарядные станции могут иметь привязные кабели, но это не обязательно. Наличие привязного кабеля, с одной стороны, удобно для владельцев машины – не нужно использовать свой и можно сэкономить немного времени на подключении.

С другой стороны, если к станции присоединен кабель с коннектором, который не подходит под ваш разъем, подпитаться здесь не получится.

Чтобы зарядить электрокар, вам нужно найти станцию с подходящим привязным кабелем или без него и воспользоваться своим. Затем просто дождаться нужного уровня батареи. Важно знать, как заряжается электрокар – у него есть одна особенность. Даже самые быстрые устройства замедляют процесс, когда аккумулятор набирает 80% – это необходимо для продления эксплуатации АКБ, предотвращения снижения емкости.

Поэтому машина может зарядиться до 80% за 20 минут, а 100% набирать еще 40 минут. Учитывайте это при планировании времени. Если торопитесь и не знаете, сколько заряжать электромобиль на быстрозарядной станции, дождитесь хотя бы показателя в 55%. Это может занять не более 15 минут, если мощность зарядки – от 50 кВт.

Регистрация на вебинар